
Что такое реверсная логистика и как увязать стратегические цели компании с экологическими вызовами рассказывает Руслан Сафаров, Independent Board Director Procurement, Supply Chain & Operations Manager
О компании и почему это важно
Наша компания самый крупный вертикально-интегрированный производитель огнеупорной продукции в мире с долей рынка порядка 20%. Мы существуем более 100 лет и обслуживаем самых крупных клиентов в отраслях металлургии, производстве цемента, стекла, также энергетике и аграрной отраслях. Компания представлена во всех регионах от Америки до Китая со штаб-квартирой в Вене и офисе глобальных бизнес-услуг в Роттердаме, где локация нашей команды и меня.
Одна из стратегических целей компании — это производство готовых продуктов свободных от CO2, прочих эмисий и соответственно создание клиентам дополнительных ценностей за счет повышения устойчивости (sustainability)
Я работаю в структуре глобальных закупок и цепочки поставки директором по закупкам направления recycling и отвечаю за стратегическое планирование, закупки и логистику переработанного сырья и материалов для повторного использования в производстве на наших заводах. Наша команда координирует работу всех регионов нашей компании: Северной и Южной Америк, Европы, Индии и Китая.
О целях, задачах и том, как их выполнение влияет на достижение стратегической цели
Основной показатель — это удельный вес переработанного сырья в общей структуре входящего сырья на производство. Так называемый Recycling rate (%). Мы стремимся повышать этот показатель на 1% в год. Это в первую очередь, снижает затраты на производство. Мы посчитали что при recycling rate 10% мы снижаем себестоимость на 5%. Во-вторых, дополнительная 1 тонна ресайкл сырья экономит 2 тонны выбросов CO2. В-третьих, мы можем несколько оптимизировать дополнительные инвестиции, например, в улавливание CO2 на наших заводах.
В масштабах компании переводя эти показатели в цифры мы увидим внушительные операционные и финансовые результаты.
Конечно, только этих мер недостаточно и компания активно инвестирует в другие влияющие факторы, такие как переход на использование зеленой энергии, меньшее потребления ресурсов (енергоносители, вода), внедрение технологий в сфере защиты окружающей среды и роботизация производственного процесса.
Об организации реверсной логистики
Стратегически у нас есть 3 сценария, которые мы применяем в разных регионах:
- Покупаем готовое сырье у поставщиков и транспортируем на наши заводы
- Покупаем полуфабрикаты у трейдеров, транспортируем переработчикам (recycling companies) и после переработки готовое сырье нам.
- Покупаем отходы производства у наших клиентов, транспортируем их на наши собственных мощности по переработке (recycling facilities) и сами производим готовые материал.
Мы одновременно развиваем все опции выше и применяем их в зависимости от портфеля заказов клиентов, специализации заводов, конъюнктуры рынка поставки в каждом отдельном регионе.
О приоретизации сценариев
Наш спрос на recycling растет каждый год, поэтому удовлетворить потребности каким-то одним вариантом неэффективно и небезопасно. Мы дифференцируем риск и развиваем все направления. Конечно, в зависимости от ситуации решаем какой микс вариантов выбрать и реализуем это.
Например, в Европе направления recycling зрелое и существует достаточный выбор поставщиков, прогнозируемые объемы и стабильное качество. Основной алгоритм – ‘а’. В Индии, рынок менее зрелый и поэтому основная стратегия – это вариант ‘b’ + импорт из Европы и Китая. В Китае, есть ограничения на импорт такой продукции, высокая волатильность цен на сырье и пока еще нестабильное качество, поэтому локально применяются все три варианты и сразу в больших объемах, чтобы удовлетворить высокорастущий спрос.
О сложностях на пути к циркулярности (circularity)
Вызовов очень много, потому что нет полной готовности клиентов работать с такой готовой продукцией, еще недостаточно собственных мощностей для непрофильного нам типа производства (recycling), нет стабильного единого глобального рынка поставщиков с высококачественными материалами. К этому добавляются внешние риски по волатильности мировых цен на минералы, и внутренние риски по организации эффективного процесса и готовности команды. Да и в принципе зрелости всей организации к переходу на новый тип мышления и подходу к работе.
Но, мы шаг за шагом работаем со всеми этими компонентам.
Например, мы перенастроили процесс IBP (Integrated Business Planning) на то, чтобы максимизировать процент использования ресайклинг материалов в формуле материалов для производства (BoM). Это автоматизированный процесс и потребовалась продумать и установить новую логику выбора материалов в нашей ERP системе.
Мы спланировали наши потребности максимально вперед и предложили нашим клиентам, поставщикам и трейдерам долгосрочные программы аквизиции материалов нужной спецификации, физических и химических свойств.
Конечно, мы создали и развиваем функциональную и организационную структуру практически с нуля для выполнения целей и задач, которые перед нами стоят. У нас мультикультурная команда и мы находим мотивацию и подход к каждому.
Беседовала: Александра Горбенко